В Василии Ивановиче не было ничего похожего на ту поражающую энергию и необыкновенное развитие воли, которые оказались потом отличительными чертами его сына. Не перешли ли эти и другие особенности к А. В. Суворову от матери, в каком смысле влияла она на развитие их в своем сыне, сознательно или бессознательно,
отрицательным образом или положительным?
Неточные совпадения
Наша национальная мысль все еще грешит провинциализмом, и направлена она, главным
образом, на сведение
отрицательных счетов.
Но при этом остается и материалистический элемент, который играет главным
образом отрицательную роль в борьбе против самостоятельности духовных начал и ценностей.
Справедливо, что возвышенное
отрицательное выше возвышенного положительного; потому надобно согласиться, что «перевесом идеи над формою» усиливается эффект возвышенного, как может он усиливаться многими другими обстоятельствами, напр., уединенностью возвышенного явления (пирамида в открытой степи величественнее, нежели была бы среди других громадных построек; среди высоких холмов ее величие исчезло бы); но усиливающее эффект обстоятельство не есть еще источник самого эффекта, притом перевеса идеи над
образом, силы над явлением очень часто не бывает в положительном возвышенном.
Общее содержание
отрицательного богословия, развиваемого преимущественно в первой и отчасти во второй книге «De divisione naturae», основного трактата Эриугены, последний определяет так: в нем выясняется, что «Бога Ничто из всего, что существует и чего не существует, не выражает в Его сущности, что и сам Он совершенно не знает, что Он есть, ибо Он никоим
образом не может быть определяем по величине или свойству, ибо ничто не подходит к Нему и сам Он ничем не постигается, и что сам Он в том, что существует и не существует, собственно говоря, не выражается в самом себе, — род незнания, превосходящий всякое знание и понимание»***.
Эта филоновская идея, получившая большое распространение и в христианском богословии, является в известном смысле чистейшим недоразумением: если
отрицательное богословие ничего не может утверждать о Боге, то, ясным
образом, не может утверждать и Его бытия.
Образ Божий осуществляется в человеке не только трансцендентностью его духа,
отрицательной абсолютностью, но и положительной сопричастностью тайне Божества.
Но оправдались главным
образом отрицательные, а не положительные пророчества Достоевского о России и о русском народе.